Денежные переводы

Вы можете помочь юным спортсменам прямо сейчас. Мы принимаем пожертвования и денежные переводы через электронные системы.

Мнение

28.12.2012

«Летом люди плавают и загорают, а зимой катаются на коньках и на лыжах...»

«Зачем учиться в институте, если ты уже играешь в хоккей, да притом успешно» - так считают многие ребята. Но даже такие звезды, как Александр Овечкин и Илья Ковальчук окончили Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ).

Я встретилась с заместителем заведующего по учебной работе кафедры теории и методики хоккея, доцентом Алексеем Петровичем Давыдовым.


Алексей Петрович, что изучают на Вашей кафедре?

Многие хоккеисты, сюда приходящие, считают, что хоккей начался с них и учиться им не надо. С таким подходом студента на выходе мы получаем ничего незнающего человека, потому что он и не хочет знать. А потом встречаешь его в каком-нибудь клубе, он там занимает большой пост, а ты знаешь, что он ни одной книжки вдумчиво не прочитал. Но есть и ребята, хоккеисты, реально показывающие высокий уровень игры, которые при этом учатся. Я вообще считаю, что если ты не проявил себя к 16 годам в хоккее, то уже вряд ли что-то получиться и в дальнейшем.


Вы выгоняете из института?

Конечно. Вот в этом году из 45 студентов осталось 35 человек. Десять человек или ушли совсем из хоккея, или перевелись на вечернее отделение. Наша кафедра называется теория и методика хоккея. Есть основные положения теории хоккея: техника, тактика и физическая подготовка.

Студенты изучают технические приемы, индивидуальную тактику, командную тактику, системы игры в обороне, игра в большинстве или меньшинстве. Существует пять физических качеств и необходимость из развития и воспитания в игре – это быстрота, сила, выносливость, координационность, гибкость, ловкость.

Чтобы правильно организовать тренировочный процесс, надо применить правильные средства и правильный метод. Всегда говорю студентам, что все выполняют одни и те же упражнения, а играют по-разному. Значит тренер для чего-то нужен! Конечно, существует много нюансов, сочетаемые и несочитаемые упражнения. Есть еще один очень важный фактор: это планирование тренировочного процесса.


Вас ведь тоже затронула образовательная реформа, как Вы к ней относитесь?

Переход на болонскую систему губителен для образования. Мы за пять-то лет ничего не успеваем, к тому же часы сократили. Некоторые скажут, что тут изучать, играть надо. У нас проводиться научно-исследовательская работа студентов.

При написании своей дипломной работы, сейчас это называется выпускная квалификационная работа, он должен собирать фактический материал. Если будет просто собирать, это не принесет пользу для научного направления, надо пытаться сделать что-то кардинальное, поэтому мы создали научно-исследовательский кружок в помощь студентам.

У нас есть ряд крупных соревнований - это чемпионат молодежной хоккейной лиги, КХЛ, ВХЛ, сборные турниры. Вот сейчас будет проходить Кубок первого канала.

Федерация хоккея привлекает студентов вести статистику, и на этих турнирах ведется сбор информации для диплома, конференций. Если студент проявляет инициативу, то мы сейчас можем предоставить максимальные возможности для написания работы.

Еще одно направление научной работы – это проведение конференций. Студенты обязательно должны выступать на конференциях не менее трех раз. Кафедра предоставляет научные отсчеты каждый год, и они не маленькие. (Алексей Петрович показал довольно толстую книгу).


Вся ваша жизнь – это хоккей, расскажите, пожалуйста, про то, как Вы попали в этот вид спорта?

Раньше был большой энтузиазм к хоккею у населения. Была «Золотая шайба» в каждом дворе. Люди играли везде и с утра до ночи. Когда я пришел записываться в хоккей, мне было почти 12 лет. Команды моего возраста еще не было, это не как сейчас, приводят в пять лет ребят, и сразу начинают заниматься. Я с 1966 года, ребята с 1965 играли в команде, а 1966 года команды не было. Я начал играть с ребятами старше меня. В школе, когда я учился в третьем классе, взрослые ребята, восьмиклассники, подходили ко мне и спрашивали, буду ли я сегодня играть. Других не спрашивали, а меня спрашивали, значит, хорошо играл! (смеётся)

Потом моим тренером стал Борис Анатольевич Таньков, впоследствии заслуженный тренер СССР, тренер, воспитавший многих легендарных хоккеистов. Работал в ЦСКА и там же его карьера трагически прервалась. В детском хоккее большую роль играют родители, а Борис Анатольевич был человеком очень принципиальным. Придя в новую команду, он поставил всех на свои места. Тренер был неугоден родителям, и его так избили, что он умер. Случай неединичный в хоккее. Вот такой был тренер, которому я обязан всем. Он привел меня на искусственный лед. Тогда я играл за «Крылья Советов». Играл, хорошо учился, но служба в армии и война в Афганистане временно прекратили мою карьеру хоккеиста.


Вы служили в Афганистане?

Нет, я там не был, но из-за войны из вузов начали забирать людей служить. В 1984 году меня забрали в армию. Меня-то ладно, а вот у нас был один парень - вратарь, он играл за сборную СССР, как то у него не сложилось, и он тоже пошел в армию служить танкистом. Карьера закончилась. Тогда было так - никаких отсрочек. Когда служил, то играл на чемпионате республики в Белоруссии, вернувшись, доучился, играл за нашу команду мастеров, поступил в аспирантуру. Это были девяностые годы, в хоккее денег не получали.

Многие мои знакомые хоккеисты вынуждены были работать в автосервисе, торговать. Такие тренера как Михайлов и Крикунов пытались что-то сделать, но на одном энтузиазме много не построишь. Я рад, что рядом со мной оказался очень умный человек, зав. кафедры Савин Алексей Павлович, подсказавший мне пойти в научную работу и остаться в институте.


Расскажите о ваших знаменитых учениках?

В 2008 году институт выпустил Илью Ковальчука и Александра Овечкина. Я был у них куратором, вместе диплом писали. Люди адекватные, несмотря на тогда уже звездный статус и в отличии он некоторых студентов, которые еще ничего не достигли, но считают, что им все и всё должны делать. Они люди были уже взрослые: Саше было 22 года, а Илье 25 лет.

Каждый год, в конце мая - начале июня, мы с ними общались, немного писали конспекты, проводили учебно-тренировочные занятия с детьми разного возраста. Делали мастер-классы, дети к ним совсем по-другому относятся, ловят каждое их слово, слушаются. Мы с ними готовились к экзаменам, писали дипломные работы, делали доклады.

Илья и Саша были очень вежливые, со всеми общались, давали автографы, я бы на их месте уже озверел от такого постоянного внимания. Ну, конечно, переживали перед защитой диплома, как и все студенты. У Овечкина работа называлась «Построение скоростной подготовки хоккеиста высокой квалификации». Он сам, играя за счет быстроты и скорости, хорошо раскрыл эту тему. Работа Ковальчука «Методические подходы в оценке соревновательной деятельности хоккеистов» была тоже сделана на славу.


Скажите, есть способ сделать в России хоккей массовым видом спорта?

По данным МФХ (Международная федерация хоккея) на 2006 год в России было примерно 160 катков с искусственным льдом. Сейчас более 400 катков с искусственным льдом на население 145 млн., а в Канаде, для сравнения, население примерно 33 млн., а катков больше 14 тыс.

Отличие Канады от нас, что они могут несколько команд сделать хороших, а мы одну. Чтобы открывать коробки с искусственным льдом, нужно обслуживание: рабочий для ухода и содержания самой машины для чистки льда, раздевалки, свет.

Вот я семь лет заливал перед домом каток для сына, чтобы ему было, где тренироваться, так только на третий год на каток стали ходить люди, а потом и яблоку не было, где упасть. У нас ведь родители коньки не будут покупать ребенку, пока не будут уверены, что лед вдруг не перестанут заливать, и что сын точно будет кататься, а не бросит коньки на следующий день.

Летом люди плавают и загорают, а зимой катаются на коньках и на лыжах. Плавают и загорают все, а вот катаются на лыжах и на коньках немногие, вот когда будут все, тогда мы добьемся массовости.

Есть люди, не знакомые с этим видом спорта. Раньше как, все знали, что такое хоккей, все следили за хоккеистами, все хотели быть, как они. Сейчас такого нет. А вообще у нас не будет как в Канаде, в Канаде хоккей - это религия, а у нас религия – это футбол. С недавних пор правительство Москвы стало обращать больше внимания на университет, и я думаю, что и с хоккеем у нас в стране все постепенно станет хорошо.


Беседу вела Козырева Анастасия