Денежные переводы

Вы можете помочь юным спортсменам прямо сейчас. Мы принимаем пожертвования и денежные переводы через электронные системы.

Мнение

Интервью с директором ДЮСШ № 47 «Русь» Николаем Ивановичем Куликовым. 29.10.2012

Интервью с директором ДЮСШ № 47 «Русь» Николаем Ивановичем Куликовым.

Детская хоккейная школа «Русь» была основана в 1989 году, и название получила соответствующее духу своих воспитанников. Вот уже 23 года школа выпускает настоящих богатырей российского хоккея. За высокие достижения в деле подготовки хоккеистов в феврале 2002 года школе был присвоен статус специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва.

В коридоре висят фотографии заслуженных тренеров и учеников разных лет, и за каждым снимком стоит целая эпоха. Глядя на улыбающиеся лица, вспоминаешь те времена и героев того времени, некоторые из которых уже ушли из спорта, другие остались в качестве тренеров или возглавили школы или клубы, передавая свой бесценный опыт молодым хоккеистам.

Директор школы Николай Иванович Куликов, сам бывший тренер, с любовью и гордостью рассказывал об истории «Руси» и своих воспитанниках, которые разлетелись по всему миру и играют сейчас в различных хоккейных лигах.

В «Русь» вместе с мальчиками принимают и девочек, на доске почета висит удивительная команда, задававшая жару многим своим соперникам. На этой фотографии Николай Иванович показал на вратаря и сказал, что это его младшая дочка, которая сейчас играет за молодежную сборную России. Сохраняя и продолжая традиции семьи, она пошла по стопам отца и двух братьев.

Сам Николай Иванович начал свою карьеру в «Руси» в качестве тренера, долгое время совмещал тренерскую работу с обязанностями директора школы. И вот уже три года полностью посвятил себя делам и заботам школы «Русь» в качестве ее бессменного лидера.



Много лет Вы тренировали ребят, знаете какой-то секрет, как стать хорошим хоккеистом?

Не каждый, надевший коньки и взявший в руку клюшку, может стать хоккеистом. Для этого нужен определенный талант, я это называю «игровое мышление». Без него никуда, будь ты самым быстрым и ловким. Если ты не умеешь просчитывать ситуацию, то ничего не выйдет. Играют многие, а забивают единицы. Это Дар божий. Но, к сожалению, ребят с таким умением у нас очень мало.

Вы уже давно работаете в школе, сначала тренером, потом директором. Многое ли изменилось с тех пор, как Вы впервые занялись воспитанием подрастающего поколения в «Руси»?

Условия конечно изменились. Когда мы начинали, набирали ребят на улице. В первый год набрали 200 детей. Сейчас пришло 100 ребят 2007 года рождения. Можно набрать и больше, но условия не позволяют, негде кататься. Существует проблема со льдом, который, к сожалению, не резиновый.

Сейчас родители приводят детей в 5 лет, но я считаю, это неправильно.

Недавно прошло родительское собрание, и я сказал родителям, что из 100 ребят через 3-4 года останутся человек 20, если не меньше.

Еще один вопрос встает в связи с тем, что рано отдают детей в хоккей. Приводят в пять лет, а бывает – и в три года! На это я говорю мамам, что они опоздали, надо было записывать ребенка еще три года назад. По пятилетнему ребенку нельзя понять, будет ли он хоккеистом, есть ли у него талант. В хоккее нет такого, записался первым и стал первым. Может придти мальчишка в 8 лет и обогнать тех, кто занимается с 5 лет. Например, когда я начинал, не было столько специализированных школ, и мы тренировались сами во дворах, а в профессиональный хоккей приходили, примерно, лет в 13. У нас был так называемый естественный отбор. И я считаю, что это хорошо.

Не секрет, что самое главное найти своего тренера, который бы заметил, научил. Как в Вашей школе обстоят дела с наставниками? Могут ли тренеры работать в других школах параллельно?

Нет. Для тренера такое в принципе невозможно. Если тренер работает с двумя возрастами, это уже очень сложно, а что уж говорить о второй школе. Он не может полностью сосредоточиться, полностью отдаться своим детям. А если и там и там, то это просто зарабатывание денег. Если тренер относится к детям с душой, как к своим, то тогда есть результат. Многие наши ребята, которые по каким-то причинам не пошли дальше в хоккей, оканчивают институт и возвращаются работать к нам тренерами. У нас, я считаю, один из сильнейших тренерских составов в Москве. Практически каждый год наши выпускники играют в большом хоккее.

Кстати про выпускников, сколько процентов остается в хоккее, а сколько уходят и бросают спорт?

Уходит 90%. Но 10% это хороший результат. Почему? У кого-то есть все, но нет здоровья. Ведь хоккей это не просто вышел, клюшкой помахал, это каторжный труд изо дня в день. Каждый раз через не могу, и далеко не многие на это способны. И, конечно, одаренность. Наши ребята играют в КХЛ и НХЛ, я считаю это большим успехом.

Есть ли недопонимание между родителями и тренерами и если есть, как это решается?

У каждого родителя свой ребенок самый лучший, и это нормально. Но постояв месяца два на балконе, любая мама «знает», как тренировать своего ребенка, с кем надо ставить в пятерку, в какой пятерке он должен играть. Начинаются советы тренеру. Нормальный тренер сразу ставит все на свои места: дело родителей привести ребенка, а дело тренера – тренировать его.

Каждый тренер хочет, чтобы его воспитанник вырос хоккеистом, а его команда играла. Упрекать тренера в том, что он не замечает кого-то, нельзя. Его задача - ходить, искать интересных мальчишек, у которых есть способности, а никак не губить таланты. К сожалению, некоторые родители не понимают этого и начинают переводить своего ребенка из одного клуба в другой, в другом не получиться - в третий. В большинстве случаев все заканчивается расставанием с хоккеем. Я считаю, что ребенок должен вырасти в одном клубе.

Отдельный пункт - это дети хоккеистов. Кто занимался сам и привел своих детей, или кто водил своего старшего (разница в 7-8 лет) и сейчас водит младшего, уже варились в этой кухне, и с ними найти общий язык легче. Должна быть заинтересованность с обеих сторон.

Когда мне говорят, что мы привели ребенка просто, чтобы он покатался, мне не интересно, как тренеру, надо к чему-то стремиться, ставить цель. Мы стараемся каждого довести до тех вершин, до каких он может дотянуться, но, повторяю, не каждый, кто взял в руки клюшку, будет хоккеистом. Родители ни в коем случае не должны вмешиваться в тренировочный процесс.

Хоккей дорогой вид спорта? Родители много затрачивают средств на экипировку?

10-15 тысяч, и этого хватает на год или два. Шлем или перчатки могут дольше прослужить. Конечно, есть всегда выбор, купить коньки за 1.500 рублей или за 25.000 рублей. Хоккей не очень дорогой вид спорта. Мы шьем нашу форму цветов государственного флага в фирме «Луч». Все время сотрудничаем с ними и довольны этим.

Есть ли трудности с финансированием?

Спонсоров становиться все меньше и меньше. Для того, чтобы выехать на турнир, приходится искать их, к счастью, выручают родители.

Огромные деньги крутятся во взрослом хоккее, но до детей практически ничего не доходит. Это проблема и очень серьезная. Школы не имеют того, что должны. Если бы процентов 10 от большого хоккея отдавалось школам, это бы решило многие проблемы.

Спасибо большое, Николай Иванович!

Несмотря ни на что, школа «Русь» развивается, приходят новые мальчишки и девчонки, у которых горят глаза, которые хотят играть и выигрывать. А пока они есть, и школа будет.



Анастасия Козырева

Спец.корреспондент Фонда «Хоккей детям»